Алан Салбиев (alansalbiev) wrote,
Алан Салбиев
alansalbiev

Category:

СОГУ. Перезагрузка...

Вчера, 7 июля 2011 года, ректором СОГУ был избран доктор технических наук, профессор Валерий Гаврилович Созанов.
Что ожидает главный вуз республики в ближайшие годы? Какие планы и видение развития вуза у нового ректора? Постараемся понять это из его программной речи, в которой Валерий Гаврилович обозначил приоритеты.

Уважаемые делегаты конференции!

   Вначале, хочу выразить свою признательность коллективам факультетов, сотрудникам, поддержавшим мое выдвижение на должность ректора на собраниях и в личном общении. Эта поддержка важна для меня.

Теперь о программе развития университета.

Думаю, достаточно сказать о моем видении стратегических целей, стоящих перед университетом, путях их достижения, внешних и внутренних факторах, которые необходимо учитывать в работе.

Планируя будущее развитие университета необходимо исходить из стоящих перед ним задач, его состояния в настоящее время и общей логики происходящих в высшей школе преобразований.

Задачи, стоящие перед университетом, известны:

- развивать высокого качества классическое образование, готовить специалистов, отвечающих требованиям рынка труда;

- развивать фундаментальные и прикладные научные исследования, с учетом стратегии социально-экономического развития нашей республики;

- быть центром культурного, интеллектуального и социального развития республики, особое внимание уделять изучению, сохранению и развитию национальной культуры, языка, литературы;

     -стать центром инновационного развития в области научных разработок и образовательной деятельности. Способствовать развитию инновационной активности в республике.

Эти задачи университету предстоит решать в условиях реформирования высшей школы, активно идущего процесса ранжирования университетов, создания федеральных и национальных исследовательских университетов.  В условиях, когда на самом высоком уровне неоднократно отмечалось, что из имеющихся в России примерно трех тысяч вузов и их филиалов сохранится не более одной тысячи.

Возникли и новые внешние вызовы:

необходимость адаптации вузов к быстрому научно-техническому прогрессу, активная информатизация и интеграция в европейское образовательное пространство сопровождается быстрым изменением содержания образовательных программ и технологий. Это требует постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и обновления учебного оборудования.              

При этом достаточное для эффективного развития бюджетное финансирование будут получать лишь федеральные и национальные исследовательские университеты.

Перечисленные факторы позволяют уверенно говорить о резком усилении конкуренции вузов за материальные и финансовые ресурсы и абитуриентов, которую еще более усиливает возможность поступления последних в любые вузы страны по итогам единого экзамена, а также "демографическая яма", в которой мы оказались. При этом для абитуриентов все большее значение приобретает имидж выбираемого вуза, престижность получаемого диплома, качество предоставляемого образования.

В таких условиях для развития, а может быть и сохранения нашего университета необходимо определить следующую стратегическую цель: формирование университета исследовательского типа, осуществляющего подготовку кадров и проведение научных исследований на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности.

Анализ состояния университета, спектра и уровня проводимых научных исследований, обеспеченности научным и учебным оборудованием позволяет сделать вывод о том, что для достижения обозначенной цели потребуется достаточно продолжительное время, а также проведение в университете ряда серьезных преобразований и максимальная концентрация усилий всего коллектива.

Заявленная цель не предполагает изменения сразу и во всех сферах деятельности университета. Должны быть определены конкретные «точки роста» - наиболее перспективные исследования, отдельные ученые, наиболее успешные академические программы. Для их развития необходимо создать наиболее благоприятную среду, систему материального и морального стимулирования, систему внутри-университетских грантов, пойти на снижение аудиторной нагрузки.

Эти меры позволят вывести ряд научных направлений, реализуемых в университете, на современный уровень и будут способствовать развитию университета в целом.

Несмотря на то, что уровень многих научных работ сотрудников университета и уровень вовлеченности преподавателей в научную работу не соответствует имеющемуся потенциалу, университет может стать лидером в научно-исследовательской работе, основным аналитическим и экспертным центром в вопросах социально-экономического развития республики.                 Для этого необходимо создать механизм участия в стратегическом планировании представителей профессионального сообщества, бизнеса, власти, гражданских объединений, что обеспечит обратную связь с рынком труда, будет способствовать усилению роли университета в региональном экспертном сообществе и привлечению дополнительного финансирования.   

Очень важно построить систему подготовки кадров для самого университета, не замкнутую в ее рамках. Важнейшим условием этой системы должно быть наличие технических и организационных условий для расширения научных и профессиональных контактов. Необходимо отработать механизм приглашения известных ученых для чтения лекций и проведения совместных исследований, а также стажировок наших сотрудников в крупных научных и учебных центрах.  

Важным является создание системы эффективного управления университетом.

Излишняя бюрократизация, неоправданно большое число административных подразделений являются серьезными рисками.  Надо изучить реальный вклад каждого подразделения в общую работу университета и по итогам провести оптимизацию структуры управления и штатных расписаний.

​Считаю разумным уйти от жесткой централизации управления в пользу предоставления большей самостоятельности факультетам, повышая при этом ответственность деканов и советов факультетов, и, конечно, совершенствуя механизм контроля. 

К выработке стратегических решений необходимо более активно привлекать все университетское сообщество, и особо - студентов.

Важным считаю создание «электронного университета». Необходим перевод  административных регламентов в электронный вид, включая сервисы для студентов и преподавателей. Это приведет к упрощению процедур, сокращению управленческого аппарата и позволит более результативно принимать меры, направленные на искоренение коррупции в университете.

В конце отмечу, что качество образования сложно улучшить без проведения следующих мероприятий:

- активной работы по формированию позитивного образа университета;

-системной, не сводящейся к разовым встречам, работы по привлечению хорошего абитуриента;

- работы по выявлению и сопровождению талантливой молодежи;

-совершенствования независимой системы оценки содержания образовательных программ, качества преподавания и образования студентов. Причем  последняя должна обеспечивать обратную связь от студента к преподавателю.

                                                                                           07.07.2011 г.

Фото: Р. Плиев


free counters
Tags: Осетия, СОГУ, Созанов, ректор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments