Алан Салбиев (alansalbiev) wrote,
Алан Салбиев
alansalbiev

Успешная Осетия: начало

Начинаю цикл публикаций по проблемам развития нашей республики. Нет бызвыходных ситуаций. Любую проблему можно решить. Предлагаю совместно поработать в режиме "критикуя - предлагай" и надеюсь, что мы сумеем воздержаться от скоропалительных  выводов, огульных суждений и каких-то выкриков, носящих политический окрас. Надеюсь, формат блога на "Регионе 15" позволит привлечь к обсуждению темы специалистов и экспертов в своей области.
Предупреждаю. Никакой политики! Только экономика, наука и инновации.

В одной из недавних публикации мы рассматривали уровень социально-экономического положения Северной Осетии по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Напомню, что по консолидированному индексу, который ежегодно рассчитывает агентство «РИА Аналитика» мы занимаем 82 место их 82 возможных [1] (индекс не был определён для Чеченской республики).
Государственный долг в 6,5 млрд. рублей и муниципальный долг в 0,5 млрд. рублей [2] не позволяют нашей республике позиционировать себя в качестве стабильного делового партнёра для инвесторов. Указанный долг тянется и разрастается с 1998 года, когда в результате лоббирования крупными российскими производителями в Северной Осетии начали разрушать алкогольную промышленность. Из бюджета начали выпадать запланированные объёмы поступлений, для их компенсации производились заимствования в большом объёме. Плюс к тому, судьба некоторых кредитов так и осталась невыясненной…
Наряду с ухудшением социально-экономического положения наблюдается упадок в общем психологическом климате, который царит в обществе. Традиционные ценности всё чаще подвергаются обструкции, традиционные верования, зачастую, становятся лишь инструментом для нелегального заработка определённой группы лиц. Общественные движения и политические партии всё меньше представляют интересы граждан, а власть считает диалог с обществом проявлением слабости.
Возникает закономерный вопрос, при помощи каких инструментов и механизмов можно вывести уровень социально-экономического развития республики на среднероссийский уровень, обеспечив дальнейший устойчивый рост? Крайне важным также является консолидация общества, раздираемого по конфессиональному, социальному и даже этно-лингвистическому признаку вокруг достижения цели, одинаково приемлемой для большинства.
Перед тем, как попытаться ответить на поставленные вопросы, рассмотрим некоторые параметры консолидированного бюджета Северной Осетии за 2011 год, потому что парадоксальные (на первый взгляд) значения являются ключом к решению многих застарелых проблем.
В рейтинге социально-экономического развития субъектов существует такой важный индикатор, как «Доля расходов на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт в суммарных расходах консолидированных бюджетов в 2011 году», который определяется в процентном соотношении суммарных расходов на указанные цели к общему объёму бюджета. Представим значения по СКФО в виде графика.

Северная Осетия по расходам бюджета на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт занимает второе место в СКФО с показателем 44,14%, уступая Ставропольскому краю лишь на 0,12%. Почти половина республиканского бюджета израсходована на указанные цели. По данному показателю мы на 4,21% опережаем среднероссийское значение, которое составляет 39,93%. Примечательно, что консолидированный бюджет Северной Осетии в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 11,66%, в то время как расходы на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт увеличились на 39,71%.
Одновременно мы лидируем в СКФО по уровню дефицита бюджета. Наши расходы превышают доходы на 6,89%. Минимальное значение дефицита бюджета у Кабардино-Балкарии: -0,89%. Единственным субъектом в СКФО, у которого в 2011 году был профицит бюджета – Республика Ингушетия. У них доходы консолидированного бюджета были на 3,79% больше расходов. Дефицит бюджета Северной Осетии выглядит особо впечатляющим при сравнении с общероссийским показателем в -0,46%.

Если убрать безвозмездные дотации из федерального бюджета, рост собственных доходов по субъектам СКФО в 2011 году крайне неравномерный.

Наша республика на 4 месте, уступая Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Чечне.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что около половины консолидированного бюджета Северной Осетии расходуется на развитие человеческого капитала, а уровень дефицита бюджета самый высокий в федеральном округе. При этом, мы отстаем от многих субъектов СКФО по темпам увеличения собственных доходов.
В этом и есть парадокс нашей республики – обладая высоким уровнем человеческого капитала (самый главный ресурс Северной Осетии - человеческий), мы находимся в самом бедственном социально-экономическом положении. Выражаясь по-народному, если мы такие умные, то почему такие бедные? Как сделать так, чтобы трансформировать бюджетные расходы на развитие человеческого капитала в инвестиции для долгосрочного устойчивого развития?
Об этом – в следующей публикации.

Источники:
1. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2012 (Агентство "РИА Рейтинг", ГК "РИА Новости") // Режим доступа: http://riarating.ru/regions_rankings/20120702/610227349.html
2. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на  01.06.2012 // Режим доступа на официальном Интернет-портале Министерства финансов Российской Федерации: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/06/na_01.06.2012_(sozdan_20.06.2012).xls

Оригинал записи читайте на "Регион 15"



Tags: Осетия, инновации, модернизация, развитие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments